Советы психолога

 

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное

учреждение школа № 7

городской округ город Кулебаки

 

Советы психолога

 

 

Шибаева Ольга Алексеевна

педагог-психолог

   Общий стаж работы 20 лет/ Педагогический стаж  работы 20 лет/

Стаж работы по специальности 7 лет.

  

 

Советы психолога: 

     

    Памятка родителям от ребенка:

    Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

    Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

    Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.

    Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

    Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.

    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

    Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.

    Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.

    Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

    Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

    Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

    Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

    Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.

    Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.

    Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

    Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

    И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…


    Родителям будущих первоклассников

    Готовность к школе

    Сам термин «школьная готовность» появился не так давно, в 80-е годы прошлого века. До этого не было потребности в определении школьной готовности, поскольку считалось, что по достижении 7 лет все дети готовы к школе.

    Что же составляет готовность ребенка к школе, какие признаки говорят нам о том, что вот этот конкретный ребенок – уже готов, а его сосед по парте лучше бы посидел еще годик дома?

    Школьная готовность состоит из:

    физической – физическое здоровье является фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с другими детьми. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку до конца урока, он не может долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладение руки письмом важно развитие мелких групп мышц (мелкой моторики). Описки, пропуски букв, различная высота букв – результат недостаточного развития “ловкости мышц”. Хорошо развивают ручную умелость, рисование карандашом, кистью, красками, лепка, игры с мелкими предметами;

    педагогической – навыки чтения, счёта, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность;

    Важным является принятие учебной задачи. Ребенок способен воспринять предложенную ему учебную задачу, именно как интеллектуальное упражнение, а не как предложение поиграть или пообщаться со взрослым. Например, когда от ребенка требуется в учебном задании посчитать плитку для облицовки ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться на способах вычисления, а не на цвете-размере и других, не относящихся к задаче, свойствах плитки.

    – психологической:

    Интеллектуальная. Необходимо формировать у детей знания, умения, навыки.

    Но этого еще не достаточно для того, чтобы ребёнок овладел программой современной школы. Стремление родителей повысить уровень умственного развития своего ребёнка за счёт “натаскивания”, напичкивания их всевозможными знаниями зачастую ведёт к обратному результату. У такого “энцеклопедически” развитого ребёнка чаще всего отсутствует сформированность элементарных понятий, снижена знаковая функция мышления, недостаточно развито воображение. Следовательно, преждевременные знания могут не только помогать, но, чаще всего, мешать психическому развитию детей. Чрезмерное внимание к формальному интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует развитию воображения, которое, как установлено исследователями, является генетически исходным по отношению к мышлению и тем самым служит наиболее важным показателем уровня личностного созревания.

    Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, уметь самостоятельно делать выводы (умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно.

    Обладание этими умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

    Мотивационная – желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой. Анализ анкет родителей показал, что не все родители готовы к поступлению их ребёнка в школу. Психологический настрой родителей – чрезмерная тревожность, а также беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности. Тяга ребёнка учиться в школе велика и естественна. Однако нередко встречаются дети, которые боятся идти в школу, причиной этому являются взрослые: “Ты же двух слов связать не сможешь. Как ты в школу пойдешь?”, “Ты снова ничего не знаешь. Как ты будешь учиться в школе? Одни двойки будешь получать”. Это очень опасно, особенно по отношению к тревожным, неуверенным в себе детям. У таких детей уже сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придется уделять учителю, чтобы изменить эту установку, вселить веру в собственные силы, завоевать любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать это. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника даже при относительно высоком уровне интеллектуального развития он будет учиться хуже.

    Коммуникативная – умение устанавливать контакт с учителем, сохранение

    чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. С поступлением в школу изменяются и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило строже, чем воспитатель. И дома к нему относятся уже по-другому: как к человеку, у которого есть своя “работа”, обязанности и права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых детей, с которыми он будет учиться и проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

    Учёными доказано, что возможность принятия учебной задачи зависит от характера отношений ребенка к взрослому, точнее, от того, как ребенок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающемуся к нему взрослому. Ребенок должен правильно воспринимать учителя, его действия и слова. Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно также, как к воспитателю или своей маме, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств.

    Подобно тому, как ребенок общается с взрослым, уровень произвольности в общении со сверстниками тоже должен присутствовать.

    Эмоционально-волевая – умение управлять своим поведением, произвольная регуляция внимания, эмоциональная устойчивость,. С поступление в школу ребенка ждет напряженный труд, ему придется долго сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания, что не так-то и легко, когда на улице другие дети играют в мяч, в сумке лежит новая игрушка, нужно срочно поговорить с соседом по парте. А чтобы от этого отказаться нужно приложить волевое усилие, а это не легко.

    Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх по правилам. Они появляются к концу дошкольного детства и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причём эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. “Овладеть правилом значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче” – Леонтьев А.Н. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственный результат.

    Литература:

    1. Белобрыкина О.А. “Скоро в школу мы пойдем”, журнал “Психолог в детском саду”, №2, 2005 г.

    2. Резепина Е.А. “Готовность детей к обучению в школе”, журнал “Психолог в детском саду”, №2, 2005 г.


     

    Как легко начать учебный год

                Начался новый учебный год. Но ещё хочется погулять и пообщаться с друзьями. Как всё успеть?

    Прежде всего, надо правильно распределить свое   время и выполнить следующие рекомендации:

    - наведи порядок на своем рабочем столе дома, незачем держать на нём ненужные вещи.

    - чтобы  не спешить утром, собери и приготовь  всё, что нужно с вечера.  Не позволяй  мелочам  вроде затерявшейся ручки или  куда-то  запропастившейся тетради испортить тебе  день. Приучай себя к автоматическим действиям перед уходом из дома: проверить, взято ли всё необходимое.

    - внимательно  слушай. Это нужно для того, чтобы сразу четко уяснить: что, где, когда и почему. Если тебе что-то не понятно, задавай вопросы сразу же. Запоздалые уточнения  займут гораздо больше времени.

    - все самое важное, касающееся школы, записывай  в дневник. Всю остальную важную информацию – в блокнот. Это поможет восполнить отсутствие у тебя феноменальной памяти.

    - на свете существует множество дел, которые лично ты не сможешь переделать. Учись выбирать самое важное для себя, то чем ты будешь заниматься вне школы.

    - важно довести начатые дела до конца, не берись за другую серьёзную работу прежде, чем не закончишь предыдущую.

    - также очень важно ответить на следующий вопрос: « Сколько времени ты проводишь у телефона, за компьютером, у телевизора?» Иногда это зря потраченное время.

    - и последнее… Давно известно, что никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо, если испытываешь к ней отвращение. Ты мог бы справиться с ней в 2-3 раза быстрее, если не будешь сосредотачиваться на своих чувствах. Тебе вполне  по силам относиться спокойно и терпимо  к своим необходимым обязанностям. Ведь другого  выхода у тебя нет, не так ли?


     

    Мобильный телефон и ты

     Мобильные телефоны, появившиеся совсем недавно, очень быстро стали просто необходимой вещью.

    Но и здесь существуют правила этикета. Они вам хорошо известны: по мобильным телефонам нельзя разговаривать и играть с ними на школьных уроках, во время спектакля в театре, концерта.

    Кроме того в музеях и библиотеках их следует ставить на тихий режим,

    а разговаривать по ним только в случае острой необходимости и обязательно негромко или выйти из помещения.

    Мобильный телефон потому так и называется, что передвигается вместе со своим хозяином.

    Но вокруг вас находятся люди со своими делами, заботами, проблемами, и поэтому ваш громкий разговор в каком-нибудь тихом месте может им помешать.

    Существуют еще и понятия о тактичности. Например, вам купили мобильный телефон со всевозможными функциями, а вашему другу – простой, с малым количеством функций.

    Будьте тактичными, не хвастайтесь постоянно своим телефоном. К тому же это может привести к тому, что у вас его просто украдут или отнимут.

    Нужно быть осторожными, пользуясь телефоном при переходе улицы, при посадке в транспорт и выходе из него.

    Лучше поговорить, находясь в спокойном месте.

    Если ваш мобильный телефон звонит, когда вы, например, выходите из автобуса или такси, не торопитесь хвататься за него – можете получить травму, споткнувшись о ступени или попав под проезжающую машину. Если кому-то вы нужны – вам обязательно перезвонят.

    И помни жизнь – это не только общение по мобильному телефону! В жизни много других интересных занятий и радостей. Да и живое общения с друзьями гораздо приятнее, чем по телефону.


     

    Здоровый образ жизни

     Как часто  мы слышим, веди здоровый образ жизни. А что же подразумевает под собой это понятие.

    Здоровый образ жизни складывается из нескольких факторов:

    1. Режим дня, т.е. равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает.

    Но при этом нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков» и «сов».

    «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. А «совы», наоборот, с утра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными.

    Жаворонки предпочитают для работы утренние часы, а совы – вечерние. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.

    2. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям или закаливание, чтобы реже болеть.

    3. Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья или гигиена.

    4. Правильное питание – порядок приема пищи, ее характер и количество. Врачи-диетологи выделяют следующие вредные продукты для человека:

    - сладкие газированные напитки;

    - картофельные чипсы,

    - сладкие батончики, в которых содержится большое количество сахара и различные химические добавки,

    - сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо с помощью вкусовых добавок.

    5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц, спорт.

    6. И еще немаловажный фактор – отсутствие вредных привычек. Действительно, вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни.

    Человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия.


     

    Психолог советует при сдаче ЕГЭ.

    Рекомендации родителям

    Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов.

    1. Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

    Виржиния Сатир (американский психолог) выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания  ребёнку необходимо минимум 8  объятий  в день!

    Не стесняйтесь – обнимайтесь! Гладьте по голове ваше чадо, хорошо бы ещё лёгкий массаж предплечья!

    3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.

    4. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте  вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

    5. Обратите внимание на питание ребёнка! Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.

    6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова»- вечером.

    7. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

    8. Непосредственно во время подготовки к экзаменам  важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, т.к. нервная система и так на взводе. Немалый вред может нанести работающий телевизор, радио. Ребёнок может слушать музыку во время подготовки, но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.

    9. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    - пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

    - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

    - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему  вернуться;

    - если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

    10. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

    ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

    Родители не могут ВМЕСТО  ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену.

    Уважаемые родители, провожая сына или дочь на экзамен, проверьте, пожалуйста, наличие у них необходимых документов.

    В период проведения экзамена запрещается иметь мобильные телефоны.

     


     

     

     

     


    Дата последнего обновления страницы 20.02.2024
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
    Версия для слабовидящих
    Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения